MARSHALL ESTATE

 

Информационные системы и системы управления рисками. Материалы подготовлены специалистами компании Маршал Эстейт.

Управление Рисками

События в бизнес среде

Корпоративные скандалы

  Манипуляция данными с целью «улучшения»  

   показателей финансовой отчетности

  Случаи существенного исправления (re-statement

   финансовой отчетности после ее первоначальной   публикации

  Неэтичное поведение

  Потеря доверия инвесторов

Непредвиденные убытки

Изменение предпочтений клиентов

Скачки цен на сырье - нефть, сталь, энергоресурсы

Негативное влияние законодательства

Утечка конфиденциальных данных

Быстрое устаревание технологий

Убыточные слияния и поглощения

Ожидания/предпочтения рынка

Активность акционеров и прочих заинтересованных лиц

Давление со стороны рейтинговых агентств

Репутация компании на рынке

Публичные судебные разбирательства

Внимание средств массовой информации

Репутационные риски компании

Вознаграждение топ менеджмента

Корпоративное управление

Обязанности  Совета директоров и Аудиторского комитета

Обязанности и ответственность Правления

Обязанность предоставления внешней отчетности по рискам

Необходимость управления рисками

Для того, чтобы повысить эффективность управления бизнесом, снизить негативное влияние факторов внешней и внутренней среды и достичь долгосрочного конкурентного преимущества, компании должны выявлять все существенные риски, которые угрожают достижению поставленных целей (финансовые,  операционные, экологические, индустриальные, и т.д.), и управлять ими.

Риск – это потенциальное событие, которое может оказать отрицательное воздействие на достижение поставленных целей организации.

Управление рисками организации – это процесс, осуществляемый советом директоров, менеджерами и другими сотрудниками, который начинается с разработки стратегии и затрагивает всю деятельность организации.

Этот процесс направлен на определение потенциальных событий, которые могут оказать влияние на организацию, и управление риском, возникающим в связи с этими событиями, осуществляется таким образом, чтобы не был превышен риск-аппетит организации, и предоставлялась разумная гарантия достижения целей организации.

Внутренняя среда

Закладывает основы подхода  к управлению рисками. Влючает:

 Совет Директоров;

 Философию управления    рисками;

Риск аппетит;

Честность и этические ценности;

Важность компетенции;

Организационную структуру;

Делегирование полномочий и распределение ответственности;

Стандарты управления персоналом.

Оценка рисков

Риски анализируются  с учетом вероятности  их возникновения и

  степени влияния с  целью определения  того, какие действия

  в отношении них  необходимо  предпринять.

Риски оцениваются с  точки зрения  присущего и   остаточного риска.

 

Постановка целей

Цели должны быть определены до того как руководство начнет выявлять события, которые могут оказать влияние на их достижение;

Руководство компании имеет правильно организованный процесс выбора и формирования целей, и эти цели соответствуют миссии организации и уровню ее риск-аппетита

Выявление потенциальных событий

 Внутренние и внешние   события, оказывающие  влияние на достижение целей

   организации, должны   определяться с учетом их  разделения на риски или

   возможности;

 Возможности должны  учитываться руководством в  процессе  Формирования

   стратегии и постановки целей.

 

Реагирование на риск

 Руководство выбирает   метод  реагирования на   риск:

   - избежание риска;

   - принятие;

   - снижение;

   - передача;

 

 Разработанные   мероприятия  позволяют привести  выявленный риск в 

   соответствие с допустимым  уровнем риска и риск-  аппетитом организации.

 

Мониторинг

Весь процесс управления  рисками организации  отслеживается и

по необходимости   корректируется;

Мониторинг   осуществляется в   рамках текущей   деятельности

руководства или путем   проведения  периодических оценок.

 

Контрольные процедуры

 Политики и процедуры  разработаны и   установлены таким

   образом, чтобы  обеспечивать «разумную»   гарантию того, что

   реагирование на   возникающий риск  происходит эффективно и

   своевременно.

 

Информация и коммуникация

 Необходимая информация  определяется, фиксируется и    передается в такой форме и в

   такие сроки, которые   позволяют сотрудникам   выполнять их обязанности;

 Эффективный обмен  информацией в рамках организации по вертикали и

   по горизонтали.

 

Внутренняя Среда

Закладывает основы подхода к управлению рисками и включает:

       Совет директоров;

       Философию управления рисками организации;

       Риск аппетит;

       Честность и Этические ценности;

       Важность компетенции;

       Организационную структуру;

       Делегирование полномочий и распределение ответственности;

       Стандарты управления персоналом.

Внутренняя Среда

Совет директоров должен:

Ставить стратегические цели и определять стратегические риски;

Состоять из большинства независимых директоров;

Обсуждать с высшим руководством состояние процесса управления рисками и осуществлять надзор по мере необходимости;

Удостовериться в том, что он проинформирован о наиболее значимых рисках, а также о действиях руководства по управлению
ими и обеспечению эффективности процесса управления рисками;

Рассматривать необходимость получения комментариев
от внутренних аудиторов, внешних аудиторов и прочих сторон;

Обеспечивать эффективное управление рисками
со стороны руководства;

Большое значение имеют опыт и статус его членов, степень его участия
в деятельности организации и надзорной функции и целесообразность

предпринимаемых им действий

 

Внутренняя Среда

Философия управления рисками организации:

       Представляет собой комплекс  убеждений и установок, единых
для организации, характеризующих то, как организация оценивает риск во всех видах своей деятельности, начиная от разработки
и реализации стратегии до повседневных операций.

       Отражает ценности организации, влияя на ее культуру
и стиль деятельности;

       Затрагивает применение компонентов процесса управления рисками, включая способы выявления рисков, принимаемые виды рисков
и методы управления рисками.

       Философия управления рисками обычно регламентируется

       Политикой и Методикой управления рисками.

Внутренняя Среда

Честность и этические ценности:

       Влияют на построение, управление и контроль других компонентов процесса управления рисками;

       Этические ценности руководства должны учитывать интересы организации, ее сотрудников, поставщиков, конкурентов
и общественности;

       Честность руководства является основой этичного поведения
во всех аспектах деятельности организации;

       Стратегия и цели организации и способы реализации стратегии
и достижения целей определяются на основе предпочтений, мнений
и стиля руководства;

       Предпочтения и мнения находятся в зависимости от уровня честности руководства и от его приверженности этическим ценностям, что,
в свою очередь, находит отражение в принятых стандартах поведения;

       Любая организация уделяет большое внимание сохранению своей репутации, стандарты поведения ее руководства и работников должны выходить за рамки простого соблюдения закона.

Регламентируются Кодексом Этики

Внутренняя Среда

Важность компетенции:

       Компетентность отражает знания и навыки, необходимые для выполнения порученных задач. Руководство принимает решения относительно того, насколько хорошо должны выполняться такие задачи, сравнивая стратегию и задачи организации с планами реализации стратегии и достижения целей. Должен сохраняться баланс между компетентностью и издержками;

       Руководство устанавливает уровень компетентности для отдельных должностей, определяя необходимые знания и навыки для соответствующего уровня;

       Необходимые знания и навыки обусловливаются уровнем интеллекта, пройденных тренингов и опытом сотрудников;

       Факторы, учитываемые при определении уровня знаний и навыков, зависят от конкретной должности и степени принятия самостоятельных решений при ее исполнении;

       В большинстве случаев может быть достигнут компромисс между степенью контроля за действиями сотрудника и требуемым уровнем его компетентности.

Внутренняя Среда

Организационная структура:

       Организационная структура создает основу для планирования, выполнения, контроля и мониторинга деятельности организации;

       Включает определение ключевых областей полномочий и ответственности, а также установление уровней подчинения;

       Формируется в соответствии с потребностями организации (централизованная/децентрализованная структура; прямая/матричная подчиненность; функциональная/географическая структура);

       Комплексность организационной структуры частично зависит
от размера и характера деятельности организации;

       Должна обеспечивать эффективное управление рисками и ведение деятельности, способствующей достижению поставленных целей.

Постановка Целей

       Цели должны быть определены до того, как руководство
начнет выявлять события, которые потенциально могут оказать влияние на их достижение;

       Процесс управления рисками предоставляет «разумную»
гарантию того, что руководство компании имеет правильно организованный процесс выбора и формирования целей, и эти цели соответствуют миссии организации и уровню ее риск-аппетита;

       Цели организации можно разделить на четыре категории:

       стратегические цели – цели высокого уровня, соотнесенные
с миссией/видением организации;

       операционные цели – эффективное и результативное
использование ресурсов;

       цели в области подготовки отчетности – достоверность отчетности;

       цели в области соблюдения законодательства – соблюдение
применимых законодательных и нормативных актов.

       Выявление потенциальных событий

       Внутренние и внешние события, оказывающие влияние
на достижение целей организации, должны определяться с учетом

       их разделения на риски или возможности.

       Возможности должны учитываться руководством в процессе

       Формирования стратегии и постановки целей.

       Оценка рисков

Риски анализируются с учетом вероятности их возникновения
и степени влияния с целью определения того, какие действия
в отношении них необходимо предпринять. Риски оцениваются
с точки зрения присущего и остаточного риска.

 

Риск аппетит компании –это уровень риска, который организация в целом считает для себя допустимым в процессе создания стоимости.  Риск аппетит может выражаться в количественных и качественных терминах;

Допустимый риск – приемлемый уровень отклонения от поставленной цели;

Присущий риск – это риск для организации в отсутствие действий со стороны руководства по изменению вероятности возникновения или степени влияния данного риска;

Остаточный риск – это риск, остающийся после принятия руководством мер по реагированию на риск (контрольной процедуры).

 

Реагирование на риск

Руководство выбирает метод реагирования
на риск – избежание риска, принятие, снижение или передача риска, - разрабатывая ряд мероприятий, которые позволяют привести выявленный риск в соответствие с допустимым уровнем риска и риск-аппетитом организации.

Контрольные процедуры

Политики и процедуры разработаны и установлены таким

образом, чтобы обеспечивать «разумную» гарантию того,
что реагирование на возникающий риск происходит
эффективно и своевременно.

 

Информация и коммуникация

Необходимая информация определяется, фиксируется
и передается в такой форме и в такие сроки, которые позволяют

сотрудникам выполнять их функциональные обязанности.
Также осуществляется эффективный обмен информацией в рамках

организации как по вертикали сверху вниз и снизу вверх,
так и по горизонтали.

 

Мониторинг

Весь процесс управления рисками организации отслеживается
и по необходимости корректируется. Мониторинг осуществляется
в рамках текущей деятельности руководства или путем

проведения периодических оценок.

Спектр рисков (финансовые риски)

       Риск недостаточности капитала/платежеспособности

       Риск ликвидности

       Кредитный риск

       Рыночный риск

       Риск изменения
процентной ставки

Спектр рисков ( бизнес риски (стратегические риски)

 

Изменения переменных бизнес-плана или стратегии:

 Оценка спроса

 Бизнес-цикл

 Поведение конкурентов

 Изменения технологии

Включает, например:

Риск ухудшения репутации

Системный/страновой риск

Спектр рисков ( операционный риск)

 

       Риск ненадлежащего управления и мошенничества

       Риск сбоя внутренних систем/средств контроля

       Риск, связанные с соблюдением законодательных норм и правил

       Правовой риск

       Технологический риск

 

ПРИМЕРЫ РИСКОВ В КОМПАНИИ

Снижение стоимости компании

Утрата положительного делового имиджа на рынке

Снижение лояльности абонентов

Уменьшение доли рынка

Неоптимальное распределение ресурсов компании

Утрата активов компании

Снижение прибыльности, производительности и эффективности компании

Снижение ликвидности

Несвоевременное погашение дебиторской задолженности абонентов

Неисполнение кредиторской задолженности

 

Преимущества внедрения системы Управления Рисками

       Повышение капитализации компании за счет улучшения корпоративного

             управления путем своевременного выявления и предупреждения рисков,

             влияющих на достижение поставленных:

             -  операционных целей бизнеса;

             -  целей отчетности;

             -  целей соблюдения действующего законодательства.

       Усиление конкурентных преимуществ и повышение уверенности в использовании

    потенциально рискованных, но выгодных возможностей;

       Повышение прозрачности бизнеса;

       Повышение эффективности бизнес-процессов;

       Установление связи целей и рисков во всей организации;

       Стандартизация процесса принятия управленческих решений по ключевым

    рискам на основе стандартизированного и структурированного процесса

    управления рисками по всей компании;

       Повышение ответственности директоров за управление бизнес рисками;

       Повышение уровня информативности принятия решений;

       Улучшение показателей выполнения плана стратегического развития и прочих

             бизнес планов;

       Предупреждение существенных рисков и снижение вероятности неожиданного

             возникновения неблагоприятных событий;

       Повышение сохранности активов организации.

 

Земли сельхоз назначения от собственника, компания MARSHALL ESTATE.